
Мир особого ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка – допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив.
Мир особого ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребенка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка – допускает лишь своих!
Дети с ОВЗ в ДОУ
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:
u обследует детей,
u даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.
Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки
Группа детей с ОВЗ не однородна, неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:
u дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
u дети с нарушениями интеллектуального развития;
u дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
u дети с комплексными (сложными)нарушениями развития;
u дети с нарушениями слуха;
u дети с нарушениями зрения;
u дети с тяжелыми нарушениями речи.

В МКДОУ - детском саду "Родничок" функционируют две комбинированные группы:
u старшая комбинированная группа
u подготовительная к школе комбинированная группа.
Зачисление детей старшего дошкольного возраста в комбинированную группу осуществляется по решению ТПМПК Новосибирского района и с согласия родителей (законных представителей).
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – 25 детей.
№ п/п |
Возрастная группа |
Общее количество детей |
Дети с ОВЗ |
1 |
Старшая комбинированная группа |
20 |
14 |
2 |
Подготовительная к школе комбинированная группа |
25 |
11 |
Для детей с ОВЗ (ОНР) реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детского сада комбинированного вида «Родничок». Реализуемая адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Образовательную деятельность с детьми с ОВЗ осуществляют
u воспитатели групп,
u учитель – логопед,
u педагог – психолог,
u музыкальный руководитель,
u инструктор по физической культуре.
Для работы с детьми с ОВЗ (ОНР) в учреждении имеются:
u музыкальный зал
u спортивный зал;
u две группы комбинированной направленности для воспитанников с ОНР;
u логопедический кабинет;
u кабинет педагога – психолога.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с использованием демонстрационных и дидактических материалов, игр, игрушек, пособий, электронных образовательных ресурсов, аудио и видеозаписей, мультимедийных презентаций. Помещения оснащены ноутбуками, что позволяет использовать в коррекционной работе электронные образовательные ресурсы.
Обеспечение доступа в здание для маломобильных групп населения. Доступ в здание для маломобильных групп населения обеспечивается при помощи персонала Образовательного учреждения. На входной двери указан контактный номер телефона для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги) (383)2951-237. У входных крылец занижены порожки.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ в детских садах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных образовательных программ. Базисом при написании программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого и пишется программа. Но не менее важно, чтобы основная образовательная программа была разработана с учётом примерной. Этого требует закон «Об образовании», поэтому так поступают все образовательные организации (и дошкольные в том числе) при разработке основных образовательных программ.
Паспорт доступности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида "Родничок"
(объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и предоставляемых услуг).
Условия охраны здоровья обучающихря, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная основная образовательная программа МКДОУ - детский сад "Родничок"
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей старшей группы с тяжелым нарушением речи
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей подготовительной к школе группы с тяжелым нарушением речи
Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Должностная инструкция воспитателя комбинированной направленности
Шаблон "Дополнительное соглашение к Договору об образовании по образовательным прграммам дошкольного образования
Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования
Заявление о размере платы взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, имеющие детей с ОВЗ